Поиск по этому блогу

среда, 23 декабря 2015 г.

Фильмы, создающие Новый год

Скоро Новый год. Полки магазинов завалены мишурой, елочными игрушками, конфетти. Переливающийся дождик висит на всех витринах. Рынки заполнены свежими елками. Холодильники каждый день заполняются всевозможными яствами. Вся эта предновогодняя суета, конечно, верный способ проникнуться праздничным настроением. Но что способно создать полное погружение в это новогоднее торжество? Конечно, фильмы. Киноленты, в которых максимально заостряются все традиции, представленные порой даже в фантастическом контексте. Эту статью мы посвятим не только прекрасным советским лентам, как, например,   «Ирония судьбы, или С легким паром!», но и зарубежным картинам, прославляющим Рождество.

Давайте сразу перенесемся в 1946 год, когда на экранах появился легендарный фэнтези – фильм «Эта замечательная жизнь», снятый по мотивам рассказа Филипа Ван Дорена Стерна «Величайший подарок». Многие, наверное, знают, что речь в картине идет о небогатом бизнесмене Джордже Бейли, на которого в канун Рождества сваливается большое несчастье – потеря огромной суммы денег, без которой бизнес рухнет, а он рискует оказаться за тюремной решеткой. И, чтобы спасти положение, Джордж решается на самоубийство, которое позволит его семье получить деньги по страховке и рассчитаться с долгами. Но Господь все видит и посылает на Землю ангела, способного вытащить Джорджа из этой ямы отчаяния.



В период проката «Этой замечательной жизни» удалось заручиться зрительской поддержкой, что поспособствовало большим мировым сборам в двадцать миллионов долларов. Стать культовой картиной всех времен и народов, но, тем не менее, остаться на премии «Оскар» 1947 года без единой статуэтки, хотя выдвигалась она в пяти номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (Джеймс Стюарт), «Лучший режиссер» (Фрэнк Капра), «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука». Несмотря на такую недальновидность киноакадемии в тот год, «…Замечательная жизнь» остается одним из главных вдохновляющих фильмов мира. Почему? Просто последние эпизоды: когда вся семья собирается около елки, дом полон радостно настроенных людей, когда доброта побеждает все - заставляют зрителей поверить в чудеса и зарядиться нужными эмоциями на следующий год.

Спустя короткий срок, в 1947 году, кинотеатры заполняет «Чудо на 34-й улице». Повествование в картине нацелено на то, чтобы доказать зрителю существование Санта Клауса, используя для этой задачи судебные органы Соединенных Штатов. Ведь многие люди не верят в  него и скептически относятся к высказываниям иной точки зрения. Даже Дорис Уокир, которая занимается организацией ежегодного рождественского парада, не хочет ничего слышать о нем. Она даже учит этому и свою дочь. И появление Криса Крингла в их жизни, то есть Санта Клауса, меняет кардинально их мировоззрение, тем самым зажигая в них дух Рождества. Такое ведь и вправду под силу только настоящему Санта Клаусу?



Во время своего проката в мире «Чудо на 34-й улице» заработало всего два с половиной миллиона, что для того времени вполне неплохая сумма. Помимо сборов, картине удалось сильно выступить на церемонии вручения премии «Оскар» 1948 года, забрав статуэтки за «Лучшую мужскую роль», «Лучший сюжет» и «Лучший адаптированный сценарий», оставшись лишь без статуэтки за лучший фильм. Кинолента смогла занять достойное место в истории кино, благодаря своей детской наивности и показанным семейным ценностям, где связующая нить проходит через волшебство Рождества.

Но не будем акцентировать внимание только на зарубежных кинолентах, ведь отечественный кинематограф также может похвастаться несколькими удачными новогодними лентами. Например, такими как «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, вышедшая в Советском Союзе в 1956 году.

В отличие от западной киноиндустрии, где канун Рождества отмечается в тесном кругу семьи за праздничным столом, советские граждане в то время предпочитали встречать Новый год в Домах культуры, где кружки самодеятельности готовили множество ярких номеров, а гости приходили в карнавальных костюмах и закидывали друг друга конфетти. Именно об этом  и рассказывает «Карнавальная ночь». Конечно, исполняющий обязанности директора Дома культуры Огурцов считает, что мишура и прибаутки – это нехорошо. Его «серое вещество», которое, по его словам, «не такое уж и серое», предлагает сделать праздничный вечер вечером докладов и статистики, что ему, естественно не удается. Артисты всеми силами отводят своего начальника от сцены, тем самым оберегая зрителей от нудности и даря им море новых положительных эмоций.



Самое интересное, что эта история приглянулась не только российскому зрителю, но и зарубежная аудитория по достоинству оценила ее. На зарубежном сайте кинорейтинга  IMDb «Карнавальная ночь» имеет оценку 7/7, что в который раз доказывает - советский кинематограф мог отвечать потребностям не только своего зрителя.

Теперь давайте вновь перенесемся за океан и обратимся к работе семикратного обладателя премии «Оскар» Билли Уайлдера, того самого, который подарил миру «В джазе только девушки».

В 1960 году в кинотеатрах Соединенных Штатов выходит фильм «Квартира», которому, в отличие от «Этой замечательной жизни»,  удалось стать триумфатором премии «Оскар», забрав с собой пять статуэток, включая «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший оригинальный сценарий». Для тех, кто не знаком с этой кинолентой:  история в ней строится вокруг обычного служащего страховой фирмы, которому приходится работать сверхурочно, не потому, что его это вдохновляет, просто он погряз в предоставлении своего жилья начальникам, которые приводят туда своих любовниц. И пока квартира не станет пустой, Бакстер (Джек Леммон) вынужден стоять на морозе и нервно покуривать сигарету. Но однажды, в Рождество, он обнаруживает в своей квартире мисс Кубелик, девушку своего босса, в которую давно влюблен. И эти рождественские выходные становятся для них самыми лучшими.



«Квартира» приглянулась в то время не только суровым критикам, но и простым зрителям, которые приходят в кинотеатр, чтобы отлично провести несколько часов. При бюджете в три миллиона долларов история о становлении характера и о взаимоотношениях между людьми заработала более восемнадцати миллионов и залегла глубоко в душу многих жителей Земли.

Через пятнадцать лет, в 1975 году, на советских телеэкранах появляется картина о чудесах алкоголя и Нового года - «Ирония судьбы, или С легким паром!», которую снял Эльдар Рязанов. Этот фильм стал своеобразным гимном новогоднего торжества. Атрибутом, без которого невозможно зарядиться нужным количеством праздничного настроения. История о пьяном Жене Лукашине, который путает города  Москву и Ленинград, заставляет нас не просто проникнуться показанной историей любви, но и полностью осознать, что сегодня именно 31 декабря, что скоро куранты пробьют двенадцать и наступит новая календарная дата. Почему? Потому что эта картина - про русских. И какими бы качественными и интересными не были бы зарубежные ленты, «Ирония судьбы» для нас будет все – равно ближе и понятней.



Все эти фильмы, в которых рассказывается о единении семьи и коллектива на рождественских и новогодних праздниках, безусловно, являются лучшими в своем жанре. Но есть в киноиндустрии такой феномен, как «Один дома», где рождественское настроение пронизывает весь сюжет, в котором главное действие разворачивается не за семейным застольем, а вокруг маленького мальчика, который остался дома один, и двух бандитов – недотеп, решивших его ограбить.

Первая лента вышла на экраны в 1990 году и рассказала зрителям о забывчивости родителей, которые в суете оставляют своего младшего сына одного дома и улетают в Париж на рождественские каникулы. И лишь в воздухе обнаруживаются последствия спешки. Кевин, в свою очередь, несильно переживает на этот счет (накануне отъезда семьи в Европу он постоянно ссорился с родными, после чего в наказание его отправляют спать на чердак). Почувствовав свободу, он начинает объедаться сладостями, смотреть страшные фильмы, издеваться над доставщиком пиццы. Но все круто меняется, когда на его дом нацелились два бандита – Марвин и Гарри,  что заставляет его быть не просто ребенком, но и суровым блюстителем, которому предстоит защитить свой дом от ограбления.



Такая история о мальчике – герое, снятая в легких, расслабляющих красках, пришлась по душе мировому зрителю, из-за чего первая картина при бюджете в восемнадцать миллионов долларов  заработала более четырехсот. Помимо успеха в мировом прокате, «Один дома» удостоился двух номинаций на премию ассоциации иностранных критиков «Золотой глобус»: «Лучшая картина (комедия или мюзикл)» и «Лучшая мужская роль», в которой выступил Макалей Калкин. Также главная премия года - «Оскар» не смогла не могла оставить без номинации саундтрек фильма и заглавную песню фильма. Такие успехи не могли пройти мимо довольных продюсеров, которые тут же  дали зеленый свет продолжению. И вот через два года на экранах появляется «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке»

Новой киноленте пришлось пойти дальше. На этот раз сценаристы решили отправить Кевина в чужой город, где он никогда не был – в Нью-Йорк. В нем судьба сталкивает его со старыми приятелями – грабителями, которые сбежав из тюрьмы, намерены взять кассу и свалить куда-нибудь… в Аризону. К удивлению многих, «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке» оказался в прокате гораздо слабее первого фильма и собрал на сто миллионов меньше. Также и критики оказались слишком суровыми, осыпав картину морем отрицательных рецензий. И знаете… Может это все и обоснованно, но уж точно не показатель, потому что вторая часть сильная, динамичная и интересная. Даже такой поворот событий, как неразбериха с самолетами и отлет маленького мальчика в Нью-Йорк без родителей, смотрится логично и оправданно. Так что смотреть его и еще раз смотреть!

Спустя пять лет на экраны выходит третий «Один дома»; еще через пять – четвертый, а в 2012 году - пятая часть, о которой мало кто знает. Но не будем на этом акцентироваться и вспомним 1996 год, когда на экранах появляется рождественская комедия  «Подарок на Рождество», главную роль в которой сыграл Арнольд Шварценеггер,   звезда боевиков.

Фильм рассказывает зрителю о том, как занятость отца на работе может повлиять на отношение к нему его семьи. Вся соль в том, что герой Шварценеггера забыл купить ребенку подарок – Турбомена – и в канун Рождества отправляется по магазинам в надежде приобрести заветную игрушку. Но не тут-то было! Они все уже давно куплены ответственными родителями, а безответственные вынуждены бегать по всему городу в надежде искупить свою вину перед ребенком.



«Подарок», продюсером которого стал Крис Коламбус (режиссер первых двух фильмов «Один дома»), в прокате выступил сравнительно неплохо и окупил бюджет в шестьдесят миллионов в два раза. Но критики оказались непреклонными и раскритиковали ленту в пух и прах. Также режиссер - Брайан Левант - оказался настолько плох, что кинопремия «Золотая малина» номинировала его за худшую режиссерскую работу года. Это что-нибудь значит? Безусловно, но не в данном случае. «Подарок на Рождество» оказался не только веселым фильмом, но и с актуальной социальной проблемой – невнимательность родителей. И если вы ищете новый фильм на новогодние каникулы, но не можете определиться, то данная картина вполне может удовлетворить ваши потребности!

В 2004 году на мировые экраны выходит фильм «Рождество с неудачниками», сценаристом и продюсером которого стал… Крис Коламбус. Из этого фильма, снятого по роману Джона Гришэма, зритель может наглядно узнать, что может случиться, когда кто-то собирается пропустить Рождество. Идея, сказать по совести, не такая уж и страшная, но общественность района, где живет семья Крэнков,  (они - то и задумали на время забыть такой великий праздник), решает взять все в свои руки. Ведь если хоть один дом не будет наряжен, то прощай праздничное настроение. И лишь приезд дочери домой заставляет  опомниться «революционеров» и за каких-то восемь часов, с помощью соседей, украсить дом, приготовить все необходимые яства, да и собрать отличную вечеринку. Вот  что значит семья, семейные традиции и дружба соседей.



Но давайте вернемся в нашу страну и рассмотрим некоторых ярких представителей отечественного кинематографа, который не хуже своих западных коллег может рассказать нам о зимних праздниках, в данном случае, про Новый год.

Несколькими абзацами выше мы вспоминали «Иронию судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова, ставшую символом праздничного застолья. Спустя тридцать два года «Первый канал» решает снять продолжение истории любви Нади и Жени, вывернув ее так, будто они все -таки расстались тогда , а теперь сын Лукашина – Костя – собирается примирить эту пару через тридцать лет. Вот,  честно признаться, такое развитие истории, да и сюжетная линия с детьми этих персонажей – глупы и неинтересны. Из-за этого хочется спросить: «А стоило ли писать 48 вариантов сценария?». Все показано не как сказка, а как афера, нацеленная разрушать семьи. Но, несмотря на это, «Ирония  судьбы. Продолжение» отвечает своей главной задаче – создает новогоднее настроение! И фильм так хорошо это делает, что даже сюжетные погрешности, а точнее,  глупость сценаристов, затмевается ощущением Нового года.




На этом мы, пожалуй, закончим статью о Новогодних картинах. Конечно, многое было упущено из поля зрения, но мы постарались создать свое видение зимних праздников и того, что поднимает праздничное настроение. Каждый из вышеуказанных фильмов  что – то да и пытается сказать зрителю, чему – то научить. Но вместе с этим, каждый приведенный в статье фильм на сто процентов отвечает главной своей задаче - поднимать людям настроение и готовить их к Рождеству  и Новому году!

Текст: Дмитрия Тищенко