Поиск по этому блогу

воскресенье, 6 марта 2016 г.

"Главное, чтобы костюмчик сидел"


                               «Да, я знаю, что к галстуку нужно пальто»

Эти слова принадлежат  герою  известного фильма «Укрощение строптивого» (режиссеров Кастеллано и Пиполо) Элия. Сыграл его один из самых обаятельных актеров Адриано Челентано. И мы не нашли ничего лучше, чем в замечательный женский праздник подарить женщинам, читающим наш блог, встречу с ним.

Стройная фигура, ослепительная улыбка… И всегда подчеркнуто равнодушный вид ( видимо, в этом «фишка» актера), который жутко смешит.

Да, это Челентано. В «Укрощении строптивого» - одна из самых ярких его ролей, где сыграл он сначала женоненавистника, а потом – очень влюбленного человека.

Судьба буквально дарит Элия (и как раз на день рожденья ) встречу с обворожительной незнакомкой. Лиза попадает под дождь и останавливается на ночлег в его доме. Да и то… только потому, что экономка  Мамми  позволила. Элия бы легко отправил нежданную гостью под дождь искать гостиницу.



Мамми приготовила праздничный ужин и попросила Элия одеться подобающе. «И галстук надень!» Он, то ли из неумения, то ли, скорее всего, из вредности, надел (хорошо бы сказать «напялил») невесть что: футболку, неподходящие брюки… И  галстук красного цвета! Хочется сказать словами другого героя (Джимма Керри из «Лжец, лжец»): «Роскошно, шикарно выглядите!»

- Видишь, я надел галстук, - сказал Элия Мамми. Но, видя ее недовольный взгляд , добавил: - Да, я знаю, что к галстуку нужно пальто.  И галстук был немедленно снят . Так и обедали – Лиза в шикарном голубом платье и Элия -   в  футболке, но уже без галстука. «А у Вас и правда вид загадочного человека.» (Слова Лизы)   

Ну, а теперь, собственно, перейдем к истории галстука, аксессуара, популярного и у мужчин, и у женщин, дополняющего образ.

Первое упоминание о галстуках уходит далеко вглубь истории Древнего Египта. Для своего обладателя он служил особым символом социального статуса и представлял собой кусок ткани правильной геометрической формы. Носили его  наброшенным на плечи. Одними из первых также галстуки стали носить древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуанди.  На шеях статуй воинов и вельмож были обнаружены повязки, напоминающие современные галстуки. Но они далеки по форме и способу ношения от наших, современных. Главным отличием являлось отсутствие главного элемента – узла у галстука.


Начало эпохи галстуков в современном понимании было положено в Древнем Риме с появления шейных платков. Изобретателями этого аксессуара являются римские легионеры, носившие так называемые «фокале».

Дальнейшая история развития галстука начинается с конца XVII века. Самым первым законодателем галстучной моды Франции и всей Европы стал Людовик XIV. Предполагается, что, когда хорватские офицеры, которые носили шейные платки в награду за свое мужество и доблесть, за участие в Тридцатилетней войне, были приглашены ко двору французской королевы Анны Австрийской, их необычный аксессуар заметил Людовик XIV. Он был восхищен и, не удержавшись, повязал нечто подобное и себе. С этого момента , собственно, и началось развитие галстука.

С появлением в моде  длинного жилета, который мужчины надевали под камзол, платок наподобие шарфа завоевал большую популярность. Его повязывали на шею, обматывая несколько раз, а свободные длинные  концы свободно свисали. Делали их из муслина, батиста и даже из кружев.

Существовало много способов завязывать такой платок. Но иногда,  чтобы он не съезжал, поверх него повязывали шелковую ленту, завязывая ее в виде банта под подбородком. Бант напоминал современный галстук-бабочку.

В XVIII шейный платок с длинными концами стали называть галстуком, а по виду он стал напоминать современный галстук в XIX веке. Его называли еще галстуком – самовязом. В моду вошли рубашки с воротником и теперь его стягивали под подбородком, а концы свисали на накрахмаленную рубашку. 


Но вряд ли галстуки приобрели бы то значение, которое они имеют сейчас без последующего распространения моды на их ношение в Англии. Ношение галстуков тогда возводилось в ранг высокого искусства и джентльменам предлагалось больше сотни видов ношения галстуков. И самой серьезной обидой для мужчины считалось высказывание по поводу его галстука.

Перебрался галстук в гардеробы обыкновенных граждан, а не только политиков и военных, во время Великой французской революции 1789—1799 г.г.

 Первую книгу о галстуках - «Искусство ношения галстука» -  написал известный Оноре де Бальзак в 1827 году. В ней он описывал эстетическую необходимость данного аксессуара.

Но только в 1924 году  галстук был впервые  запатентован. За этим стоял американский  предприниматель  Джесси Лангсдорф. Он создал свой «идеальный галстук», который шился и шьется до сих пор, из трех частей, скроенных по косой.


Ну, а в конце 1990 годов, с помощью математического моделирования, двое исследователей из Кавендиш Кембриджского университета (Томас Финк и Йонг Мао) разработали минимум 85 способов завязывания галстуков.


Текст: Светланы Тищенко, Марины Тищенко